Вариаторы. Особенности обслуживания и уязвимые места
Вариатор — это бесступенчатая автоматическая трансмиссия, которая является альтернативой классическому «автомату» и роботизированной коробке переключения передач. Главная особенность такого агрегата — плавное изменение скорости, при котором полностью отсутствуют какие-либо толчки, задержки и пробуксовки (если оборудование исправно).
Особенности обслуживания вариатора Audi
Вариаторная коробка требовательна к уровню и качеству используемого трансмиссионного масла, при этом его цена достаточно высока. В общем случае техническую жидкость нужно менять чаще, чем в автоматических коробках передач иных модификаций, — ее обновление требуется примерно каждые 30-40 тысяч километров.
Необходимость в частой замене обусловлена тем, что при контакте ремня и шкива создается высокая нагрузка. Трансмиссионное масло не должно быть помехой для связи ремня и поверхности шкива (не допускается проскальзывание). Одновременно с этим состав должен эффективно и надежно защищать вариатор от преждевременного механического износа и повреждения контактирующих элементов конструкции.
Важно, чтобы при обслуживании автомобиля использовалось только специальное трансмиссионное масло для вариатора. Рекомендуется в регулярном порядке контролировать уровень и состояние смазки в коробке передач. При проведении технического обслуживания нужно заливать только рабочий объем смазывающей жидкости (недолив или перелив недопустимы).
Самые уязвимые части вариаторов
Бесступенчатая автоматическая трансмиссия имеет некоторые характерные «болезни»:
- Проблема ремня и конусов. Если ремень будет скользить по поверхности конуса, то быстро изнашивается его протектор (техническая рабочая область с насечками). Как часто бывает, степень износа прямо пропорциональна тяге автомобиля.
- Неисправности степ-мотора. Этот узел вариатора применяется для изменения передаточного числа. Он рассчитан примерно на 5-6 лет постоянной эксплуатации, спустя этот период времени подлежит замене.
- Износ подшипников. Если ресурс подшипников будет выработан, то водитель ощутит вибрации, услышит гул или свист. Дальнейшая эксплуатация автомобиля приведет к дорогостоящему ремонту, поэтому лучше не медлить с обновлением подшипников.
- Поломка насоса. При эксплуатации вариатора с грязным маслом быстро изнашивается клапан насоса. Он может заклинить, зависнуть или запускаться с ударами. Внимательный водитель сразу заметит посторонние шумы.
- Перегрев. С течением времени коэффициент полезного действия вариатора снижается. Это приводит к быстрому нагреву трансмиссионного масла. Частая причина уменьшения КПД — теплообменник засорен. При температуре смазки, превышающей +120 градусов Цельсия, повышается риск выхода из строя коробки передач.
- Износ ремня толкающего типа. Его требуется менять каждый 100-120 тысяч километров.